Monthly Highlights from the Russian Arctic, October 2025
In this news digest, we monitor events that impact the environment in the Russian Arctic
News
Publish date: 28/04/2010
Written by: Павел Алексеев
News
Всего лишь месяц тому назад мы писали о «сильно неприятных» запахах, которые очень раздражают жителей поселка Росляково, который находится недалеко от города Мурманска.
Вчера в Беллону-Мурманск поступило письмо жителей поселка Росляково, которые продолжают задыхаться от «углеводородов» и не могут найти помощи в различных инстанциях. Под письмом более 650 подписей. На основании письма Беллона передала прокурору Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры жалобу, где мы просим разобраться в ситуации.
В видимости жителей этого поселка находится танкер-нефтехранилище «Белокаменка», стоящий на якорной рейдовой стоянке в Кольском заливе. Танкер установлен в Кольском заливе в 2004 году, он считается одним из крупнейших в мире — водоизмещение 360000 тонн, длина 340 метров, ширина 65 метра, высота борта 35 метров. Перевалочная мощность «Белокаменки» составляет 12 млн. т нефти в год. В 2008 году нефтяная компания «Роснефть» экспортировала через систему Архангельск — «Белокаменка» 1,53 млн. т собственной нефти. Кроме того, через систему была осуществлена перевалка 2,0 млн. т нефти сторонних производителей. Нефть доставляется челночными танкерами из Архангельска, куда поступает с сибирских месторождений по системе трубопроводов и железной дороге.
Есть в поселке Росляково улица под названием «Мохнаткина Пахта» — это два многоквартирных дома. Еще во время Второй мировой войны здесь появились нефтеналивные склады. В 1959 году был образован рабочий поселок Мохнаткина Пахта. В 2000 году он вошел в перечень закрытых военных городков под номером 6. Еще в 90-х бухтой заинтересовались нефтяные компании — сначала «ЛУКойл», потом «Севнефть». В 2006 году терминал для перевалки мазута на Мохнаткиной Пахте возвела компания «Коммандит-Сервис» (мурманский филиал швейцарской группы компаний «Проджекта»).
Вот этот танкер и береговая нефтеперевалочная база, скорее всего, и являются источником неприятных запахов для местных жителей. Другое предположить трудно, потому что запахи имеют явно так называемое «углеводородное направление».
Аналогичные запахи имеют место быть и в центре Мурманска — в районе расположения центральной котельной, когда «пропаривают» цистерны из-под нефтепродуктов.
Когда население и даже чиновники местного самоуправления начинают высказывать и писать жалобы по поводу раздражающих запахов, то попадают в привычное российское болото бюрократии. В ответ можно услышать такое: вы не имеете права делать какие-либо анализы в данном месте, источник загрязнений либо запахов не можем выявить (а сами загрязнения обнаруживаем), и начинается бесконечная бумажная переписка.
Так и напрашивается вывод — контролирующие органы боятся ссориться с всесильными и богатыми «нефтебаронами». Отсюда и появляется медлительность в принятии любых решений, снежный ком ничего не значащей переписки ответственных чиновников, обтекаемые фразы в интервью.
Беллона будет продолжать следить за развитием событий.
In this news digest, we monitor events that impact the environment in the Russian Arctic
A survey of events in the field of nuclear and radiation safety relating to Russia and Ukraine
Kazakhstan has approved the construction of two nuclear power plants – one Russian and one Chinese. If China builds its nuclear power plant faster, it will negatively impact Russia's reputation and lead to significant shifts in the Central Asian energy market
Russian media say it is possible. Bellona believes it is not.